Будьте здоровы!
Функциональные обязанности старшей медсестры (далее – медсестра) и других медицинских работников в ДОУ определены приказом Минздрава России и Минобразования России от 30.06.1992 № 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях".
Функциональные обязанности медицинских работников ДОУ
1 | 2 | 3 |
Вид деятельности | Частота наблюдения (контроля) |
врач-педиатр | медсестра |
1 | 2 | 3 |
Первичная профилактика |
- Контроль санитарногигиенических условий в учреждении
- Контроль и оказание методической помощи в организации воспитательно-образовательного процесса (участие в составлении расписания, режима дня и занятий)
| - Два раза в год
- Два раза в год
| - Постоянно
- Один раз в месяц
|
Питание |
- Контроль состояния фактического питания и анализ качества питания
- Контроль выполнения натуральных норм
- Контроль санитарногигиенического состояния пищеблока
- Участие в составлении меню
- Бракераж готовой продукции
| | - Постоянно
- То же
- –"–
- –"–
- –"–
|
Физическое воспитание |
- Распределение воспитанников на медицинские группы для занятий физкультурой
- Анализ эффективности физического воспитания с оценкой физической подготовленности детей
- Осуществление контроля организации физического воспитания, закаливающих мероприятий
| | - –
- Два раза в год
- Один раз в месяц
|
Гигиеническое воспитание в детском коллективе |
- Рекомендации по организации и проведению гигиенического воспитания, формированию навыков здорового образа жизни, профилактике СПИДа
- Организация мероприятий по профилактике близорукости, кариеса, нарушений осанки и др.
- Контроль гигиенического воспитания
| | - Один раз в месяц
- То же
- Постоянно
|
Иммунопрофилактика |
- Планирование и анализ вакцинации
- Осмотр детей перед прививкой
- Проведение вакцинации
- Контроль состояния здоровья после прививки, регистрации местной и общей реакции на прививку
| - Один раз в год по плану вакцинации
- –
- –
- –
| - По плану вакцинации постоянно
- То же
- –"–
- –"–
|
Мероприятия по обеспечению адаптации к ДОУ |
- Рекомендации по адаптации детей и ее коррекции (совместно с педагогом)
- Контроль течения адаптации и проведение медикопедагогической коррекции
- Проведение медикопедагогических мероприятий по формированию функциональной готовности к обучению
| - Перед поступлением в ДОУ и в конце 1-го года обучения;
- за год до поступления в школу и перед поступлением в школу
- За год до поступления в школу и перед поступлением в школу
| - Постоянно
- То же
- То же
- –"–
|
Ведение документации |
Подготовка медицинской карты ребенка, выписок и справок для лечебнопрофилактических учреждений, летних оздоровительных учреждений и т. д. | – | Постоянно |
Диспансеризация |
- Проведение профилактических медицинских осмотров
- Проведение (совместно с педагогом) скринингтестов по выявлению отклонений в состоянии здоровья
- Рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья. Контроль их выполнения
- Проведение назначенных оздоровительных мероприятий и контроль их выполнения в образовательном учреждении и детской поликлинике
| - Перед поступлением в детский сад;
- за год до поступления в школу и перед оступлением в школу
- То же –"–
- Один раз в год
| - Один раз в год
- То же
- -"–
- Постоянно
|
Анализ состояния здоровья |
Анализ состояния здоровья по рекомендованным критериям и тестам, разработка медикопедагогических мероприятий по охране здоровья детей | Один раз в год | – |
Планирование деятельности
Медицинский работник ДОУ организует свою деятельность на основе комплексного плана работы на год и циклограммы работы на неделю. Комплексным планом предусмотрены пути реализации программы "Здоровье", а также деятельность по оздоровлению и медицинскому обслуживанию воспитанников.
Комплексный план работы на год
Перечень мероприятий | Сроки / периодичность |
1. Первичная профилактика |
1.1. Контроль за санитарно-гигиеническими условиями в ДОУ | Раз в месяц |
1.2. Контроль и оказание методической помощи в организации учебно-воспитательного процесса | По мере необходимости |
1.3. Участие в составлении режима дня и сетки занятий | Начало учебного года |
1.4. Контроль проведения генеральных уборок | Раз в неделю |
2. Контроль организации питания |
2.1. Контроль за состоянием фактического питания и анализ качества питания | Постоянно |
2.2. Контроль санитарно-гигиенического состояния пищеблока | То же |
2.3. Бракераж готовой продукции | _"_ |
2.4. Контроль выполнения натуральных норм | _"_ |
3. Контроль организации физического воспитания |
3.1. Контроль за организацией физического воспитания, закаливающих мероприятий | Раз в месяц |
3.2. Распределение на медицинские группы для занятий физической культурой | В начале года |
3.3. Оценка физической подготовленности детей | Постоянно |
3.4. Анализ эффективности физического воспитания | То же |
4. Гигиеническое воспитание в детском коллективе |
4.1. Рекомендации по организации и проведению гигиенического воспитания, формирование навыков здорового образа жизни, профилактика ВИЧ-инфекции | Информация помещается и обновляется постоянно в медицинском уголке |
4.2. Организация мероприятий по профилактике близорукости, кариеса, нарушений осанки | Постоянно |
4.3. Контроль проведения мероприятий по гигиеническому воспитанию | То же |
5. Иммунопрофилактика |
5.1. Вакцинация | По плану |
5.2. Контроль состояния здоровья детей после прививки, регистрация местной и общей реакции на прививку | То же |
6. Обеспечение адаптации детей к условиям ДОУ |
6.1. Контроль медико-педагогической коррекции | Раз в год |
6.2. Проведение медико-педагогических мероприятий по формированию функциональной готовности к обучению | То же |
6.3. Рекомендации по адаптации детей к условиям ДОУ и осуществление ее коррекции (совместно с педагогом) | По мере поступления детей в ДОУ |
7. Проведение диспансеризации |
7.1. Проведение (совместно с педагогом) скрининг-тестов по выявлению отклонений в состоянии здоровья детей, оценка их физической подготовленности | Постоянно |
7.2. Рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья воспитанников | То же |
7.3. Проведение назначенных оздоровительных мероприятий и контроль их выполнения в ДОУ | _"_ |
7.4. Осмотр детей в группах | Во время карантина, после длительного отсутствия ребенка |
8. Ведение документации |
Циклограмма работы на неделю
День | Мероприятия |
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Понедельник | 1. Контроль утреннего фильтра. 2. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием групп. 3. Бракераж пищи. 4. Осмотр детей. 5. Работа с документацией |
Вторник | 1. Контроль утреннего фильтра. 2. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока. 3. Бракераж пищи. 4. Работа с педиатром. 5. Получение вакцины. 6. Работа с родителями |
Среда | 1. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинетов специалистов. 2. Бракераж пищи. 3. Работа с документацией |
4. Работа по профилактике травматизма | 4. Работа с персоналом по санитарно-гигиеническому просвещению. | 4. Анализ учета случаев травматизма | 4. Работа с персоналом по санитарно- гигиеническому просвещению |
| | 5. Плановое производственное совещание | | |
Четверг | 1. Контроль утреннего фильтра. 2. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием физкультурного и музыкального залов. 3. Бракераж пищи. 4. Работа с педиатром. 5. Работа с документацией |
6. Профилактический осмотр детей. 7. Организация и проведение противоэпидемиологических и профилактических мероприятий по предупреждению и распространению инфекционных и паразитарных заболеваний | 6. Организация и проведение противоэпидемиологических и профилактических мероприятий по предупреждению и распространению инфекционных и паразитарных заболеваний | 6. Оформление информационного стенда для родителей | 6. Подготовка информации о физическом состоянии и подготовленности воспитанников |
Пятница | 1. Контроль утреннего фильтра. 2. Бракераж пищи. 3. Генеральная уборка кабинетов |
4. Работа с персоналом по санитарно-гигиеническому просвещению и профилактике инфекционных заболеваний | 4. Подготовка отчетной документации | 4. Работа с персоналом по санитарно-гигиеническому просвещению и профилактике паразитарных инфекций | 4. Подготовка отчетной документации. 5. Генеральная уборка кабинетов |
Все вновь принятые в учреждение дети приходят в детский сад с медицинской картой, в которой, помимо группы здоровья, в обязательном порядке указывается группа для занятий физкультурой. Это либо основная группа, когда противопоказаний для занятий физической культурой у ребенка нет, либо подготовительная группа, когда есть какието ограничения, которые врач прописывает в карте, либо специальная группа, когда ребенок по состоянию здоровья может заниматься только лечебной физкультурой.
Задача медсестры детского сада состоит в том, чтобы отследить выполнение рекомендаций врача и помочь инструктору по физической культуре в комплектовании групп.
Анализ эффективности физического воспитания детей можно проследить с помощью специальных программ, позволяющих по определенным показателям установить физическое состояние ребенка и дать индивидуальные рекомендации для работы с ним.
При отсутствии возможности обследовать ребенка на профессиональном уровне в условиях дошкольного учреждения достаточно результатов мониторинга (введен постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 916), чтобы определиться с эффективностью физического воспитания в детском саду.
Задача медсестры ДОУ – оградить от диагностики детей с III и IV группами здоровья и разрешить ограниченное участие детям с нарушением зрения, плоскостопием, грыжей. Медсестра и воспитатель (инструктор) по физической культуре с помощью компьютерной программы, установленной в ДОУ, готовят отчет о проведении мониторинга, который отправляется в управление образованием.
В начале каждого учебного года старший воспитатель и медсестра детского сада составляют перечень закаливающих мероприятий, которые будут проводиться с детьми, учитывая их состояние здоровья, возраст, а также время года.
Как правило, используются традиционные и нетрадиционные формы закаливания с большей интенсивностью их проведения в осеннезимневесенний период. Приведем перечень форм закаливания, которые проводятся в нашем учреждении.
Закаливающие мероприятия, проводимые в ДОУ в течение года
Закаливающие мероприятия | Время проведения, группа |
Осень | Зима | Весна | Лето |
Утренний прием детей на воздухе | Все группы | Старшая | Все группы | Все группы |
Утренняя гимнастика на воздухе | 2я младшая, средняя, старшая | – | 2я младшая, средняя, старшая | 2я младшая, средняя, старшая |
Точечный массаж | Все группы | Все группы | Все группы | Все группы |
Облегченная форма одежды | Все группы | Старшая | Все группы | Все группы |
Умывание холодной водой в течение дня | Все группы | Все группы | Все группы | Все группы |
Промывание носа | Все группы | Все группы | Все группы | – |
Физкультурные занятия на воздухе | 2я младшая, средняя, старшая | Старшая | 2я младшая, средняя, старшая | Все группы |
Физкультурные занятия в зале с прибором "Маремед" | 1я младшая, 2я младшая, средняя | Все группы | Все группы | – |
Сон при открытых форточках | Все группы | Средняя, старшая | Все группы | Все группы |
Занятия физкультурой в носках | 2я младшая, средняя, старшая | 1я младшая (после 15 января), 2я младшая, средняя, старшая | Все группы | – |
Оздоровительная и дыхательная гимнастика после сна | Все группы | Все группы | Все группы | Все группы |
Закапывание в нос медоволуковой смеси | Все группы | 1я младшая, средняя, старшая | Все группы | – |
Полоскание горла травами | 2я младшая, средняя, старшая | Все группы | Все группы | – |
Чай с травами | Все группы | Все группы | Все группы | – |
Воздушные ванны в сочетании c гимнастикой | 1я младшая | 1я младшая | 1я младшая | 1я младшая |
Босохождение | 2я младшая | 2я младшая | – | – |
Бег по саду босиком | Старшая | Старшая (до 15 января) | – | – |
Обливание ног | Старшая | Старшая (до 15 января) | Средняя | 2я младшая, средняя |
Обтирание тела | Средняя | 2я младшая (после 15 января), средняя (после 15 января) | 2я младшая | Средняя |
Обливание тела | – | Старшая (после 15 января) | 2я младшая, старшая, подготовительная | Старшая, подготовительная |
В дошкольном учреждении могут быть другие формы и виды закаливания и оздоровительных процедур (оценка эффективности физкультурного занятия проводится по требованию п. 2.13.6 СанПиН).
Внутренний контроль организации медикопедагогической работы в ДОУ осуществляется один раз в квартал. Карта еженедельного контроля закаливания и лечебнопрофилактических мероприятий приведена в приложении 3.
Медсестра детского сада обязана проводить санитарнопросветительскую работу в дошкольном учреждении с детьми, персоналом и родителями воспитанников. Как правило, на всех родительских собраниях и педсоветах она выступает с информацией, определенной годовым планом.
Очень важно иметь в медицинском кабинете подборку литературы для консультирования педагогов и родителей по следующим вопросам:
- детские инфекции;
- прививки;
- закаливание;
- питание;
- формирование навыков здорового образа жизни.
Подготовить "консультативные материалы" можно, используя популярные журналы, публикующие статьи по здравоохранению.
Приказом Минздравсоцразвития России № 673 от 30.10.2007 вносятся изменения в приказ Минздрава России № 229 от 27.06.2001 "О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям".
В приложении 1 "Национальный календарь профилактических прививок" вышеназванного приказа даются рекомендации по проведению прививок. Приводим сведения, касающиеся детейдошкольников, посещающих ДОУ.
Возраст ребенка | Наименование прививки |
3 месяца | Вторая вакцинация против вирусного гепатита B, первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита |
4, 5 месяцев | Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита |
6 месяцев | Третья вакцинация вирусного гепатита B, против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита |
12 месяцев | Четвертая вакцинация против вирусного гепатита B (дети из групп риска), вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита |
18 месяцев | Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита |
20 месяцев | Вторая ревакцинация против полиомиелита |
6 лет | Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита |
6–7 лет | Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка |
7 лет | Ревакцинация против туберкулеза (БЦЖ) |
От 1 года, не болевшие, не привитые, привитые однократно против краснухи | Иммунизация против краснухи |
Все дети, посещающие дошкольные учреждения | Вакцинация против гриппа |
Пункт 2 ст. 11 Закона № 157ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" гласит: "Профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних…". Становится ясным, что врач и медсестра могут только рекомендовать родителям сделать ребенку прививку и дать информацию о ней. При этом медицинская сестра ДОУ обязана информировать родителей (законных представителей) о прививках, рекомендованных "Национальным календарем профилактических прививок", соответствующих возрасту ребенка.
Кроме того, согласно Закону "Об охране здоровья граждан" родители воспитанников имеют право:
- на получение полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, поствакцинальных осложнениях;
- выбор учреждения, где сделать прививку (детский сад или детская поликлиника);
- отказ от прививок, который должен быть оформлен в письменном виде.
Если раньше непривитого ребенка категорически запрещалось принимать в детский сад, теперь в законе "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (п. 2 ст. 5) отсутствует подобное положение.
Медсестра должна осознавать, что при проведении прививок детям очень важно:
- проинформировать родителей о прививке и получить их письменное согласие на ее проведение;
- иметь допускразрешение на проведение прививок;
- соблюдать санитарногигиенические требования к получению, транспортировке, хранению вакцины и проведению прививок (последнее только в присутствии врача);
- отследить самочувствие ребенка и его реакцию на прививку.
Напомним, что доставка, хранение и использование вакцин определены Санитарноэпидемиологическими правилами СП 3.3.2.124803 "Условия транспортировки и хранения медицинских иммунобиологических препаратов", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 20.03.2003.
При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, поэтому очень важно помочь ребенку преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде.
Специалисты выделяют три периода привыкания ребенка к детскому саду: острый, подострый, период компенсации.
Два первых периода можно классифицировать по степени тяжести – легкая, средней тяжести, тяжелая и крайне тяжелая.
Характеристики всех степеней адаптации описаны в специальной литературе, поэтому остановимся только на функциях медсестры в период адаптации. Среди них:
- работа с медицинскими картами, при необходимости беседа с родителями для определения группы здоровья ребенка, понимание истории его развития, выяснение осложнений и запретов на определенные медицинские препараты и продукты;
- совместно с психологом и старшим воспитателем ДОУ подготовка рекомендаций по режиму адаптации ребенка к ДОУ на основании записей в медицинской карте;
- недопущение попадания в детский сад детей с вирусными инфекциями и другими текущими заболеваниями, контроль состояния здоровья детей и приемов пищи;
- совместно с педагогами ведение листа адаптации (ведется до того момента, пока ребенок полностью не адаптируется к детскому саду).
Проведение медикопедагогического обследования ребенка за год до школы не только позволит определить его готовность к обучению, но и даст возможность осуществить при необходимости специальный комплекс корригирующих мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья и устранение недостатков воспитания.
Выделяют общую (физическая, личностная, интеллектуальная) и специальную подготовку детей к усвоению курса начальной школы.
Основой физической готовности является состояние здоровья ребенка: правильное телосложение, хорошая осанка, своевременное развитие двигательных навыков и качеств, физической и умственной работоспособности. Поэтому задача медсестры – провести все замеры, выдать направления на анализы к врачамспециалистам и заполнить к 1 апреля медицинские карты.
Обратим внимание на жесткий контроль соответствия справок, выданных лечебным учреждением ребенку, и табелей, в которых заведующий проставляет дни отсутствия ребенка в детском саду по болезни. Период, указанный в справке, должен строго совпадать с периодом, указанным в табеле, во избежание конфликтных ситуаций с ревизорами.
Надо знать, как помощь оказать.
Почти каждая мама, купив в аптеке лекарство для больного малыша, терзается мыслью: как дать его ребёнку?
Главное – сохраните спокойствие и достоинство. Не надо грозить или обещать золотые горы. Подготовтесь доступно отвечать на вопросы малыша: для чего нужно принять лекарство? Обратите это в сказку, где герой Таблетка бесстрашно сражается против полчищь зловредных микробов. Дети любят, когда им всё объясняют, и с лёгкостью примут лечение.
Перед тем как давать таблетки, их надо растолочь. Всегда пробуйте лекарство на вкус и никогда не обманывайте ребёнка. Если лекарство очень горькое, растворите его в подслащённой воде, сиропе или компоте. Молоко, сок, йогурты, которые малыш ест постоянно, не использовать. Не пытайтесь увлечь детей игрой с таблетками!
Перед применением капель для носа обязательно прочистите ноздри ребёнка мягким жгутиком из ваты, смоченным тёплой водой. Если в носу много корочек, капните в каждую ноздрю по 1-3 капельки кипячённого растительного масла – корочки отпадут безболезненно. Перед закапыванием капель в глаза лучше промыть их тёплым крепким чаем, каждый глаз отдельным ватным тампоном, начиная с больного глаза. При воспалении в ухе поможет согревающий компресс. Сделайте его полуспиртовым или водочным (нельзя использовать одеколон, духи и др.)
Ножки погреем – и хворь одолеем!
Ножные горчичные ванны делают детям при простуде только в том случае, если нет температуры и аллергических проявлений. Рекомендуемая температура воды – не более 40 градусов.
3-5 грамм порошка размешайте в небольшом количестве воды. Накройте посуду крышкой и дайте настояться 10-15 минут. Затем вылейте смесь в ванну. Продолжительность ванны 5-8 минут. Хорошо, если в воде плавают игрушки и малыш играет с ними. После промойте ноги чистой водой, вытрите насухо, натрите ноги гусиным жиром и наденьте шерстяные носки.
Ингаляции.
Паровые ингаляции также могут хорошо помочь при простуде, но использовать их можно, только если у ребёнка нет температуры и аллергии на травы. Дома ингалятор можно заменить любой ёмкостью. Убедитесь, что пар не обжигает ребёнка, но даже в этом случае не оставляйте малыша одного. Ингаляции можно проводить и во время сна ребёнка: заверните в одеяло кастрюлю с раствором, поставьте её рядом с кроватью.
Фитонцидный раствор видный:
Для профилактики вирусной инфекции каждый день готовят и промывают им нос.
- 1 чайная ложка мелко нарезанного лука;
- 4 столовые ложки охлажденной кипячёной воды;
- 1 чайная ложка мёда;
- настоять 10 минут.
Фитонцидное масло:
Его делают на несколько дней, капают 2-5 раз в день.
-100г. Растительного масла держать 30 минут на водяной бане;
- 1 столовая ложка измельчённого лука;
- 3-4 зубчика чеснока;
1 столовая ложка сока алоэ;
- оставить настояться 8-10 часов.
Давать лекарство ребёнку – это искусство!
Помните, что главное – не навредить!!!