Муниципальное бюджетное дошкольное              образовательное учреждение                "Детский сад № 57 комбинированного вида" 

 

Будьте здоровы!

Функциональные обязанности старшей медсестры (далее – медсестра)  и других медицинских работников в ДОУ определены приказом Минздрава России и Минобразования России от 30.06.1992 № 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях".

 

Функциональные обязанности медицинских работников ДОУ

 

1

2

3

Вид деятельности

Частота наблюдения (контроля)

врач­-педиатр

медсестра

1

2

3

Первичная профилактика

  • Контроль санитарно­гигиенических условий в учреждении
  • Контроль и оказание методической помощи в организации воспитательно-образовательного процесса (участие в составлении расписания, режима дня и занятий)
  • Два раза в год
  • Два раза в год
  • Постоянно
  • Один раз в месяц

Питание

  • Контроль состояния фактического питания и анализ качества питания
  • Контроль выполнения натуральных норм
  • Контроль санитарно­гигиенического состояния пищеблока
  • Участие в составлении меню
  • Бракераж готовой продукции
  • Постоянно
  • То же
  • –"–
  • –"–
  • –"–

Физическое воспитание

  • Распределение воспитанников на медицинские группы для занятий физкультурой
  • Анализ эффективности физического воспитания с оценкой физической подготовленности детей
  • Осуществление контроля организации физического воспитания, закаливающих мероприятий
  • Один раз в год
  • Два раза в год
  • Один раз в месяц

Гигиеническое воспитание в детском коллективе

  • Рекомендации по организации и проведению гигиенического воспитания, формированию навыков здорового образа жизни, профилактике СПИДа
  • Организация мероприятий по профилактике близорукости, кариеса, нарушений осанки и др.
  • Контроль гигиенического воспитания
  • Два раза в год
  • Один раз в месяц
  • То же
  • Постоянно

Иммунопрофилактика

  • Планирование и анализ вакцинации
  • Осмотр детей перед прививкой
  • Проведение вакцинации
  • Контроль состояния здоровья после прививки, регистрации местной и общей реакции на прививку
  • Один раз в год по плану вакцинации
  • По плану вакцинации постоянно
  • То же
  • –"–
  • –"–

Мероприятия по обеспечению адаптации к ДОУ

  • Рекомендации по адаптации детей и ее коррекции (совместно с педагогом)
  • Контроль течения адаптации и проведение медико­педагогической коррекции
  • Проведение медико­педагогических мероприятий по формированию функциональной готовности к обучению
  • Перед поступлением в ДОУ и в конце 1-­го года обучения;
  • за год до поступления в школу и перед поступлением в школу
  • За год до поступления в школу и перед поступлением в школу
  • Постоянно
  • То же
  • То же
  • –"–

Ведение документации

Подготовка медицинской карты ребенка, выписок и справок для лечебно­профилактических учреждений, летних оздоровительных учреждений и т. д.

Постоянно

Диспансеризация

  • Проведение профилактических медицинских осмотров
  • Проведение (совместно с педагогом) скрининг­тестов по выявлению отклонений в состоянии здоровья
  • Рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья. Контроль их выполнения
  • Проведение назначенных оздоровительных мероприятий и контроль их выполнения в образовательном учреждении и детской поликлинике
  • Перед поступлением в детский сад;
  • за год до поступления в школу и перед оступлением в школу
  • То же –"–
  • Один раз в год
  • Один раз в год
  • То же
  • -"–
  • Постоянно

Анализ состояния здоровья

Анализ состояния здоровья по рекомендованным критериям и тестам, разработка медико­педагогических мероприятий по охране здоровья детей

Один раз в год

 Планирование деятельности

Медицинский работник ДОУ организует свою деятельность на основе комплексного плана работы на год и циклограммы работы на неделю.  Комплексным планом предусмотрены пути реализации программы "Здоровье", а также деятельность по оздоровлению и медицинскому обслуживанию воспитанников.

Комплексный план работы на год

Перечень мероприятий

Сроки / периодичность

1. Первичная профилактика

1.1. Контроль за санитарно-гигиеническими условиями в ДОУ

Раз в месяц

1.2. Контроль и оказание методической помощи в организации учебно-воспитательного процесса

По мере необходимости

1.3. Участие в составлении режима дня и сетки занятий

Начало учебного года

1.4. Контроль проведения генеральных уборок

 Раз в неделю

2. Контроль организации питания

2.1. Контроль за состоянием фактического питания и анализ качества питания

Постоянно

2.2. Контроль санитарно-гигиенического состояния пищеблока

То же

2.3. Бракераж готовой продукции

_"_

2.4. Контроль выполнения натуральных норм

_"_

3. Контроль организации физического воспитания

3.1. Контроль за организацией физического воспитания, закаливающих мероприятий

Раз в месяц

3.2. Распределение на медицинские группы для занятий физической культурой

В начале года

3.3. Оценка физической подготовленности детей

Постоянно

3.4. Анализ эффективности физического воспитания

То же

4. Гигиеническое воспитание в детском коллективе

4.1. Рекомендации по организации и проведению гигиенического воспитания, формирование навыков здорового образа жизни, профилактика ВИЧ-инфекции

Информация помещается и обновляется постоянно в медицинском уголке

4.2. Организация мероприятий по профилактике близорукости, кариеса, нарушений осанки

Постоянно

4.3. Контроль проведения мероприятий по гигиеническому воспитанию

То же

5. Иммунопрофилактика

5.1. Вакцинация

По плану

5.2. Контроль состояния здоровья детей после прививки, регистрация местной и общей реакции на прививку

То же

6. Обеспечение адаптации детей к условиям ДОУ

6.1. Контроль медико-педагогической коррекции

Раз в год

6.2. Проведение медико-педагогических мероприятий по формированию функциональной готовности к обучению

То же

6.3. Рекомендации по адаптации детей к условиям ДОУ и осуществление ее коррекции (совместно с педагогом)

По мере поступления детей в ДОУ

7. Проведение диспансеризации

7.1. Проведение (совместно с педагогом) скрининг-тестов по выявлению отклонений в состоянии здоровья детей, оценка их физической подготовленности

Постоянно

7.2. Рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья воспитанников

То же

7.3. Проведение назначенных оздоровительных мероприятий и конт­роль их выполнения в ДОУ

_"_

7.4. Осмотр детей в группах

Во время карантина, после длительного отсутствия ребенка

8. Ведение документации

 

 

 

 

 

Циклограмма работы на неделю

День

Мероприятия

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Понедельник

1. Контроль утреннего фильтра.

2. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием групп.

3. Бракераж пищи.

4. Осмотр детей.

5. Работа с документацией

Вторник

1. Контроль утреннего фильтра.

2. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока.

3. Бракераж пищи.

4. Работа с педиатром.

5. Получение вакцины.

6. Работа с родителями

Среда

1. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинетов специалистов.

2. Бракераж пищи.

3. Работа с документацией

4. Работа по профилактике травматизма

4. Работа с персоналом по санитарно-гигиеническому просвещению.

4. Анализ учета случаев травматизма

4. Работа с персоналом по санитарно- гигиеническому просвещению

 

 

5. Плановое производственное совещание

 

 

Четверг

1. Контроль утреннего фильтра.

2. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием физкультурного и музыкального залов.

3. Бракераж пищи.

4. Работа с педиатром.

5. Работа с документацией

6. Профилактический осмотр детей.

7. Организация и проведение противоэпидемиологических и профилактических мероприятий по предупреждению и распространению инфекционных и паразитарных заболеваний

6. Организация и проведение противоэпидемиологических и   профилактических мероприятий по предупреждению и распространению инфекционных и паразитарных заболеваний

6. Оформление информационного стенда для родителей

 

6. Подготовка информации о физическом состоянии и подготовленности воспитанников

Пятница

 

1. Контроль утреннего фильтра.

2. Бракераж пищи.

3. Генеральная уборка кабинетов

4. Работа с персоналом по санитарно-гигиеническому просвещению и профилактике инфекционных заболеваний

4. Подготовка отчетной документации

 

4. Работа с персоналом по санитарно-гигиеническому просвещению и профилактике паразитарных инфекций

4. Подготовка отчетной документации.

5. Генеральная уборка кабинетов

 

Все вновь принятые в учреждение дети приходят в детский сад с медицинской картой, в которой, помимо группы здоровья, в обязательном порядке указывается группа для занятий физкультурой. Это либо основная группа, когда противопоказаний для занятий физической культурой у ребенка нет, либо подготовительная группа, когда есть какие­то ограничения, которые врач прописывает в карте, либо специальная группа, когда ребенок по состоянию здоровья может заниматься только лечебной физкультурой.

Задача медсестры детского сада состоит в том, чтобы отследить выполнение рекомендаций врача и помочь инструктору по физической культуре в комплектовании групп.

Анализ эффективности физического воспитания детей можно проследить с помощью специальных программ, позволяющих по определенным показателям установить физическое состояние ребенка и дать индивидуальные рекомендации для работы с ним.

При отсутствии возможности обследовать ребенка на профессиональном уровне в условиях дошкольного учреждения достаточно результатов мониторинга (введен постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 916), чтобы определиться с эффективностью физического воспитания в детском саду.

Задача медсестры ДОУ – оградить от диагностики детей с III и IV группами здоровья и разрешить ограниченное участие детям с нарушением зрения, плоскостопием, грыжей. Медсестра и воспитатель (инструктор) по физической культуре с помощью компьютерной программы, установленной в ДОУ, готовят отчет о проведении мониторинга, который отправляется в управление образованием.

В начале каждого учебного года старший воспитатель и медсестра детского сада составляют перечень закаливающих мероприятий, которые будут проводиться с детьми, учитывая их состояние здоровья, возраст, а также время года.

Как правило, используются традиционные и нетрадиционные формы закаливания с большей интенсивностью их проведения в осенне­зимне­весенний период. Приведем перечень форм закаливания, которые проводятся в нашем учреждении.

 Закаливающие мероприятия, проводимые в ДОУ в течение года

 

 

Закаливающие 
мероприятия

Время проведения, группа

Осень

Зима

Весна

Лето

Утренний прием детей на воздухе

Все группы

Старшая

Все группы

Все группы

Утренняя гимнастика на воздухе

2­я младшая, средняя, старшая

2­я младшая, средняя, старшая

2­я младшая, средняя, старшая

Точечный массаж

Все группы

Все группы

Все группы

Все группы

Облегченная форма одежды

Все группы

Старшая

Все группы

Все группы

Умывание холодной водой в течение дня

Все группы

Все группы

Все группы

Все группы

Промывание носа

Все группы

Все группы

Все группы

Физкультурные занятия на воздухе

2­я младшая, средняя, старшая

Старшая

2­я младшая, средняя, старшая

Все группы

Физкультурные занятия в зале с прибором "Маремед"

1­я младшая, 
2­я младшая, средняя

Все группы

Все группы

Сон при открытых форточках

Все группы

Средняя, старшая

Все группы

Все группы

Занятия физкультурой в носках

2­я младшая, средняя, старшая

1­я младшая (после 
15 января), 2­я младшая, средняя, старшая

Все группы

Оздоровительная и дыхательная гимнастика после сна

Все группы

Все группы

Все группы

Все группы

Закапывание в нос медово­луковой смеси

Все группы

1­я младшая, средняя, старшая

Все группы

Полоскание горла травами

2­я младшая, средняя, старшая

Все группы

Все группы

Чай с травами

Все группы

Все группы

Все группы

Воздушные ванны в сочетании c гимнастикой

1­я младшая

1­я младшая

1­я младшая

1­я младшая

Босохождение

2­я младшая

2­я младшая

Бег по саду босиком

Старшая

Старшая (до 15 января)

Обливание ног

Старшая

Старшая (до 15 января)

Средняя

2­я младшая, средняя

Обтирание тела

Средняя

2­я младшая (после 
15 января), средняя (после 15 января)

2­я младшая

Средняя

Обливание тела

Старшая (после 
15 января)

2­я младшая, старшая, подготовительная

Старшая, подготовительная

В дошкольном учреждении могут быть другие формы и виды закаливания и оздоровительных процедур (оценка эффективности физкультурного занятия проводится по требованию п. 2.13.6 СанПиН).

Внутренний контроль организации медико­педагогической работы в ДОУ осуществляется один раз в квартал. Карта еженедельного контроля закаливания и лечебно­профилактических мероприятий приведена в приложении 3.

Медсестра детского сада обязана проводить санитарно­просветительскую работу в дошкольном учреждении с детьми, персоналом и родителями воспитанников. Как правило, на всех родительских собраниях и педсоветах она выступает с информацией, определенной годовым планом.

Очень важно иметь в медицинском кабинете подборку литературы для консультирования педагогов и родителей по следующим вопросам:

  • детские инфекции;
  • прививки;
  • закаливание;
  • питание;
  • формирование навыков здорового образа жизни.

Подготовить "консультативные материалы" можно, используя популярные журналы, публикующие статьи по здравоохранению.

Приказом Минздравсоцразвития России № 673 от 30.10.2007 вносятся изменения в приказ Минздрава России № 229 от 27.06.2001 "О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям".

В приложении 1 "Национальный календарь профилактических прививок" вышеназванного приказа даются рекомендации по проведению прививок. Приводим сведения, касающиеся детей­дошкольников, посещающих ДОУ.

 

Возраст ребенка

Наименование прививки

3 месяца

Вторая вакцинация против вирусного гепатита B, первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

4, 5 месяцев

Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

6 месяцев

Третья вакцинация вирусного гепатита B, против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

12 месяцев

Четвертая вакцинация против вирусного гепатита B (дети из групп риска), вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита

18 месяцев

Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

20 месяцев

Вторая ревакцинация против полиомиелита

6 лет

Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита

6–7 лет

Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка

7 лет

Ревакцинация против туберкулеза (БЦЖ)

От 1 года, не болевшие, не привитые, привитые однократно против краснухи

Иммунизация против краснухи

Все дети, посещающие дошкольные учреждения

Вакцинация против гриппа

 

Пункт 2 ст. 11 Закона № 157­ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" гласит: "Профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних…". Становится ясным, что врач и медсестра могут только рекомендовать родителям сделать ребенку прививку и дать информацию о ней. При этом медицинская сестра ДОУ обязана информировать родителей (законных представителей) о прививках, рекомендованных "Национальным календарем профилактических прививок", соответствующих возрасту ребенка.

Кроме того, согласно Закону "Об охране здоровья граждан" родители воспитанников имеют право:

  • на получение полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, поствакцинальных осложнениях;
  • выбор учреждения, где сделать прививку (детский сад или детская поликлиника);
  • отказ от прививок, который должен быть оформлен в письменном виде.

Если раньше непривитого ребенка категорически запрещалось принимать в детский сад, теперь в законе "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (п. 2 ст. 5) отсутствует подобное положение.

Медсестра должна осознавать, что при проведении прививок детям очень важно:

  • проинформировать родителей о прививке и получить их письменное согласие на ее проведение;
  • иметь допуск­разрешение на проведение прививок;
  • соблюдать санитарно­гигиенические требования к получению, транспортировке, хранению вакцины и проведению прививок (последнее только в присутствии врача);
  • отследить самочувствие ребенка и его реакцию на прививку.

Напомним, что доставка, хранение и использование вакцин определены Санитарно­эпидемиологическими правилами СП 3.3.2.1248­03 "Условия транспортировки и хранения медицинских иммунобиологических препаратов", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 20.03.2003.

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, поэтому очень важно помочь ребенку преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде.

Специалисты выделяют три периода привыкания ребенка к детскому саду: острый, подострый, период компенсации.

Два первых периода можно классифицировать по степени тяжести – легкая, средней тяжести, тяжелая и крайне тяжелая.

Характеристики всех степеней адаптации описаны в специальной литературе, поэтому остановимся только на функциях медсестры в период адаптации. Среди них:

  • работа с медицинскими картами, при необходимости беседа с родителями для определения группы здоровья ребенка, понимание истории его развития, выяснение осложнений и запретов на определенные медицинские препараты и продукты;
  • совместно с психологом и старшим воспитателем ДОУ подготовка рекомендаций по режиму адаптации ребенка к ДОУ на основании записей в медицинской карте;
  • недопущение попадания в детский сад детей с вирусными инфекциями и другими текущими заболеваниями, контроль состояния здоровья детей и приемов пищи;
  • совместно с педагогами ведение листа адаптации (ведется до того момента, пока ребенок полностью не адаптируется к детскому саду).

Проведение медико­педагогического обследования ребенка за год до школы не только позволит определить его готовность к обучению, но и даст возможность осуществить при необходимости специальный комплекс корригирующих мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья и устранение недостатков воспитания.

Выделяют общую (физическая, личностная, интеллектуальная) и специальную подготовку детей к усвоению курса начальной школы.

Основой физической готовности является состояние здоровья ребенка: правильное телосложение, хорошая осанка, своевременное развитие двигательных навыков и качеств, физической и умственной работоспособности. Поэтому задача медсестры – провести все замеры, выдать направления на анализы к врачам­специалистам и заполнить к 1 апреля медицинские карты.

 

Обратим внимание на жесткий контроль соответствия справок, выданных лечебным учреждением ребенку, и табелей, в которых заведующий проставляет дни отсутствия ребенка в детском саду по болезни. Период, указанный в справке, должен строго совпадать с периодом, указанным в табеле, во избежание конфликтных ситуаций с ревизорами.

 

 

 

Надо знать, как помощь оказать.

Почти каждая мама, купив в аптеке лекарство для больного малыша, терзается мыслью: как дать его ребёнку? 

Главное – сохраните спокойствие и достоинство. Не надо грозить или обещать золотые горы.  Подготовтесь доступно отвечать на вопросы малыша: для чего нужно принять лекарство? Обратите это в сказку, где герой Таблетка бесстрашно сражается против полчищь  зловредных микробов. Дети любят, когда им всё объясняют, и с лёгкостью примут лечение.

Перед тем как давать таблетки, их надо растолочь. Всегда пробуйте лекарство на вкус и никогда не обманывайте ребёнка. Если лекарство очень горькое, растворите его в подслащённой воде, сиропе или компоте. Молоко, сок, йогурты, которые малыш ест постоянно, не использовать. Не пытайтесь увлечь детей игрой с таблетками!

Перед применением капель для носа обязательно прочистите ноздри ребёнка мягким жгутиком из ваты, смоченным тёплой водой. Если в носу много корочек, капните в каждую ноздрю по 1-3 капельки  кипячённого  растительного  масла – корочки отпадут безболезненно. Перед закапыванием капель в глаза лучше промыть их тёплым крепким чаем, каждый глаз отдельным ватным тампоном, начиная с больного глаза. При воспалении в ухе поможет согревающий компресс. Сделайте его полуспиртовым или водочным (нельзя использовать одеколон, духи и др.)

 

Ножки погреем – и хворь одолеем!

Ножные горчичные ванны делают детям при простуде только в том случае, если нет температуры и аллергических проявлений. Рекомендуемая температура воды – не более 40 градусов.

3-5 грамм порошка размешайте в небольшом количестве воды. Накройте посуду крышкой и дайте настояться 10-15 минут. Затем вылейте смесь в ванну. Продолжительность ванны 5-8 минут. Хорошо, если в воде плавают игрушки и малыш играет с ними. После промойте ноги чистой водой, вытрите насухо, натрите ноги гусиным жиром и наденьте шерстяные носки.

 

Ингаляции.

Паровые ингаляции также могут хорошо помочь при простуде, но использовать их можно, только если у ребёнка нет температуры и аллергии на травы. Дома ингалятор можно заменить любой ёмкостью. Убедитесь, что пар не обжигает ребёнка, но даже в этом случае не оставляйте малыша одного. Ингаляции можно проводить и во время сна ребёнка: заверните в одеяло кастрюлю с раствором, поставьте её рядом с кроватью.

 

Фитонцидный раствор видный:

Для профилактики вирусной инфекции каждый день готовят и промывают им нос.

- 1 чайная ложка мелко нарезанного лука;

- 4 столовые ложки охлажденной кипячёной воды;

- 1 чайная ложка мёда;

- настоять 10 минут.

 

Фитонцидное масло:

Его делают на несколько дней, капают 2-5 раз в день.

-100г. Растительного масла держать 30 минут на водяной бане;

- 1 столовая ложка измельчённого лука;

- 3-4 зубчика чеснока;

 1 столовая ложка сока алоэ;

- оставить настояться 8-10 часов.

Давать лекарство ребёнку – это искусство!

Помните, что главное – не навредить!!!

Конструктор сайтов - uCoz